ПРАЙМ,
16 июля 2013 г.
Рынок ОМС может сократиться до 15-20 игроков 1496 просмотров
Рыжаков Андрей, Заместитель генерального директора по медицинскому страхованию ОАО «АльфаСтрахование»
Вопрос. Как вы оцениваете текущую ситуацию на рынке обязательного медицинского страхования (ОМС)?
Ответ.На сегодняшний день рынок ОМС является одним из самых быстроразвивающихся сегментов страхового рынка. После принятия нового закона об ОМС 1 января 2011 года рынок находится в стадии реформирования. В 2013 года сделан очень правильный переход на одноканальное финансирование, но, к сожалению, в него не вошли две статьи, которые занимают значимую часть в бюджете любого коммерческого лечебного учреждения - приобретение медицинского оборудования стоимостью более 100 тысяч рублей и капитальный ремонт и строительство. Это ограничивает рыночную конкуренцию в сегменте лечебных учреждений.
Вопрос. Каким должен быть следующий этап реформирования системы?
Ответ. Введение классических страховых принципов. Страховые компании выполняют целый ряд важнейших функций в системе ОМС, но им до сих пор не передана одна из основных – функция «несения рисков», благодаря которой страховщик управляет клиентскими деньгами. С введением классических страховых принципов у страховщиков появится гораздо больше мотиваций. Это также станет весомым фактором, сдерживающим расходы на здравоохранение: сейчас органы, финансирующие систему, сами себя же контролируют, с введением классических страховых принципов появится независимый эксперт.
Нужно отметить, что в России уже на протяжении 20 лет работает система добровольного медицинского страхования (ДМС). Ее можно рассматривать как тестовую площадку, на которой отрабатывались бизнес-процессы, которые сейчас закладываются в реформирование системы ОМС. При полном отсутствии поддержки со стороны государства рынок ДМС увеличивается больше, чем 12% в год, и даже в кризисный 2008 год рынок рос.
Вопрос. Еще до принятия нового закона об ОМС некоторые крупные страховщики говорили, что их не устраивает положение страховщиков в новой системе ОМС в качестве своеобразных денежных ретрансляторов и они готовы будут уйти с рынка. Пока, правда, так никто не ушел. Как Вы относитесь к такой роли СК в системе ОМС?
Ответ. За три года с рынка ушло 40% компаний, но это были небольшие компании, которые просто перестали справляться со специфичными процессами ОМС. Тем не менее, говорить о том, что страховщики выступают ретрансляторами денег неправильно. Они выполняют целый ряд очень важных функций, но отсутствие классических рисков не дает им реализовать себя в полном объеме.
На рынке есть страховщики, готовые взять на себя ответственность за следующий шаг. Страховое сообщество активно работает для того, чтобы ОМС стало реальной страховой системой, готовит предложения правительству по осуществлению этого перехода, начиная от основного базового принципа – что туда должно быть заложено – и заканчивая дорожной картой.
Вопрос. В проекте стратегии развития страхового рынка до 2020 уделено некоторое внимание ОМС. Насколько, на Ваш взгляд, раскрыта или, наоборот, не раскрыта тема ОМС в стратегии? Что необходимо добавить?
Ответ. Понятно, что любую стратегию можно дорабатывать достаточно долго. Ключевое, что заложено в стратегии, которая была предложена Всероссийским союзом страховщиков (ВСС), это базовый вектор дальнейшего развития ОМС – движение к рисковой модели. Это ключевое, и я надеюсь, что это удастся реализовать до 2020 года, а уже с точки зрения самого перехода и дорожной карты изменений, мы этим сейчас занимаемся.
Вопрос. В последнее время на рынке активно обсуждается тема взаимодействия ОМС и ДМС. Как в идеале должен происходить этот процесс? Какие первоочередные шаги должны быть предприняты в этом направлении?
Ответ. На сегодняшний день в мире нет единственно правильной модели взаимодействия ОМС и ДМС, поэтому сказать, какой должна быть идеальная модель, сложно. Есть страны, где системы медицинского страхования похожи на наши, то есть их две, но при этом гражданин сам выбирает, куда ему платить взносы.
В России ОМС и ДМС представляют две альтернативные системы, при этом человек вынужден в обязательном порядке платить взносы в систему ОМС, а, покупая или получая от работодателя полис ДМС, как правило, полностью переключается на нее. ОМС и ДМС не взаимодействуют ни финансово, ни с точки зрения лечебных учреждений, даже если лечебная организация работает одновременно в обеих системах. Россияне вынуждены выбирать. Это неправильно и в плане расходования денег, которые идут на государственное здравоохранение, и для потребителей, которые не могут скомбинировать системы или же провести перераспределение денег.
Вопрос. Какой выход из этой ситуации?
Ответ. Возможная модель сочетания ОМС и ДМС может выглядеть так: закрепленный программой госгарантий перечень базовых услуг должен полностью покрываться из системы ОМС. А уже все вне этого перечня, включая дополнительные сервисные составляющие, такие как, например, одноместная палата или специальное питание, должны покрываться из системы ДМС. Очень важно, чтобы качество оказываемой медицинской помощи, как в рамках ОМС, так и в рамках ДМС, было идентичным.
Сейчас потребители выбирают ДМС, потому что эта система принципиально отличается по качеству медицинской помощи, качеству используемых медикаментов, квалификации врачей и уровню сервиса. Фактически у ОМС и ДМС просто должны быть разные источники финансирования.
Вопрос. Рынок очищается от слабых игроков. До начала реформы на 1 января 2010 года в системе ОМС работало 107 страховых медицинских организаций. «Эксперт РА» прогнозировал, что к 31 декабря 2013 года в реестре субъектов страхового дела останется 50-60 страховых медицинских организаций, в итоге - на 1 октября 2012 года их осталось уже 72. Что будет происходить в этом направлении? Сколько компаний останется на рынке к концу года по Вашему прогнозу? Сколько еще будет проходить процесс очищения рынка?
Ответ. С нашей точки зрения, процесс консолидации рынка будет продолжаться и дальше. Для рынка ОМС 50-70 компаний-игроков – это избыточное количество. Тем более, если мы говорим о продолжение реформирования ОМС, ключевым требованием для повышения ответственности страховщиков должна быть их финансовая устойчивость.
Я не думаю, что до конца 2013 года произойдут какие-то значительные изменения количества компаний. Предполагаю, что их число будет близко к прогнозу «Эксперт РА». Если к началу 2013 года их было 72, то к его концу, думаю, их будет порядка 55-60.
Насколько быстро и до какого уровня дальше будет сокращаться число компаний, будет напрямую зависеть от скорости движения реформ на этом рынке. Если реформы будут идти, рынок сократиться до 15-20 крупнейших страховых компаний, которые будут готовы работать в новых условиях и нести ответственность перед потребителями.
Вопрос. В начале марта председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко говорила, что считает справедливым применение штрафных санкций к страховщикам ОМС. Как Вы относитесь к этому? Какие действия могут повлечь штрафные санкции? В каком объеме? Применялись ли подобные действия к Вашей компании?
Ответ. Наличие разумных штрафных санкций – необходимый атрибут любой системы. Но при этом очень важно, чтобы правила игры были прозрачными, размер санкций соответствовал объему дохода страховой компании, а у фискальных и проверяющий органов не было соблазна наложить неподъемный для компании объем штрафов. Компания должна видеть как четкие и понятные правила наложения штрафных санкций, так и понятно прописанные варианты отстаивания собственной правоты.
К нашей компании штрафные санкции применялись, но в очень небольших объемах, и это произошло еще на этапе отладки функционирования бизнес-процессов. В некотором смысле это даже помогло нам быстро отладить коммуникацию с территориальными фондами.
Вопрос. С какими проблемами чаще всего Вы сталкиваетесь в отношении к ЛПУ? На что в основном жалуются клиенты? Есть ли какая-либо статистика по обращениям (число, причины)? Сколько проверок было произведено компанией? Каковы результаты?
Ответ. Проверки измеряются тысячами и проблемы в целом типичные. В 2012 году максимальное число жалоб (42,1%) было связано с взиманием денежных средств за медицинскую помощь по программам ОМС. Второй по частоте причиной жалоб (20,9%) стали организационные вопросы работы медицинских учреждений, третьей (19,4%) - дефекты качества оказания медицинской помощи. Также в топ-5 жалоб попали нарушение лекарственного обеспечения (9,5%) обоснованных жалоб и отказ в медицинской помощи по программам ОМС (4,1%). На нарушение этики жаловалось 2,3% пациентов.
Если проблема оказывается более срочной и важной, к ее решению подключаются эксперты. Многие ЛПУ не воспринимают конечного потребителя как ту субъединицу, за которую им реально приходят деньги. Из-за этого часто возникают нарекания по качеству оказываемой медицинской помощи и сервиса. Особенно это касается тех лечебных учреждений, которые привыкли к тому, что они прикреплены к определенному району.
Вопрос. Каковы позиции «АльфаСтрахование-МС» на рынке ОМС? Сколько клиентов у компании? Какой объем средств был переведен через компанию в 2012 году (в динамике к 2011 году)?
Ответ.У нас около 11 миллионов застрахованных, что составляет почти 10% населения страны. Доля «АльфаСтрахования» на рынке ОМС по итогам 2012 года составила 7,7%, что на 0,8 процентных пункта больше, чем в 2011 году. Компания занимает пятую позицию в рейтинге страховщиков обязательного медицинского страхования. Сборы в 2012 году выросли на 36% и составили более 56 миллиардов рублей. При этом в 2012 году рост самого рынка ОМС в РФ составил 21%.
Вся пресса за 16 июля 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Тенденции, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 ноября 2024 г.
|
|
Ведомости онлайн, 19 ноября 2024 г.
Шадаев: компенсации и страхования граждан за утечки персональных данных не будет
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Previsico запускает Instacasting — передовое решение по борьбе с наводнениями
|
|
РБК (RBC.ru), 19 ноября 2024 г.
Страховщики делают акцент на маршрутизации пациентов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Ожидается, что застрахованные убытки от наводнения в Испании превысят 4 млрд евро: Morningstar DBRS
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Рост рынка киберстрахования замедляется, но появляются новые возможности
|
|
Газета.Ru, 19 ноября 2024 г.
Россиян начнут бесплатно страховать от инцидентов с электросамокатами
|
|
Авторадио, 19 ноября 2024 г.
В Госдуме предложили страховать пострадавших от обстрелов фермеров
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Allianz запускает глобальную программу по борьбе с поляризацией в общественных институтах
|
|
Рабочий путь, Смоленск, 19 ноября 2024 г.
Ремонтировать машины по ОСАГО будут дольше
|
|
Интерфакс, 19 ноября 2024 г.
МТС банк изучает страховые активы для M&A
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 19 ноября 2024 г.
Суд приговорил к 5 годам экс-главу страховой компании «ЮжУралЖасо» за растрату
|
|
Смоленская народная газета, 19 ноября 2024 г.
Смоленские водители получили от страховых компаний 2,8 миллиона рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
|
Новости Воронежа, 19 ноября 2024 г.
В Воронеже осудили 7 человек, которые обманули страховые компании на 1,4 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Депутат Плотников призвал страховать аграриев в зоне военных действий
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Центробанк ввел минимальные требования к долевому страхованию жизни
|
 Остальные материалы за 19 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|